воскресенье, 6 апреля 2014 г.

О настоящих детективах


После просмотра “True detective” в голове уже пару дней вертятся мысли, в которых я хочу для себя разобраться. За последние несколько месяцев было два детективных сериала, которые Вызвали во мне яркий эмоциональный отклик - это третий сезон “Шерлока” и, собственно, “Настоящий детектив”. Эмоции от первого были сугубо отрицательными, от второго - положительными. И этим постом я бы хотел разобраться в вопросе - почему так?

Ддля начала проясним ситуацию с “Шерлоком”. Когда на экраны вышел первый сезон, я был в полном восторге. Это была восхитительная адаптация классических сюжетов, каждая серия как бы говорила: “Если бы Шерлок Холмс жил в наше время, его приключения выглядели бы именно так”. И это было прекрасно… пока не пришел второй сезон. В нем создатели уже перегнули палку: способности Шерлока выходят далеко за границы того, что выглядит хоть сколько-нибудь достоверным, а драма превращается в фарс.

Но даже эти изъяны кажутся лишь незначительными недостатками, когда выходит третий сезон. Сериал о величайшем сыщике всех времен и народов перестает быть детективом. Это уже даже не фарс, это самая настоящая мелодрама, в центре сюжета которой взаимоотношения между Шерлоком и Джоном, между Джоном и его женой. Расследование преступлений происходит где-то между тем, как Шерлок придумывает речь шафера для свадьбы доктора Ватсона и напивается на его мальчишнике, причем именно эти события выведены на первый план, а расследование - так, вишенка на торте, должен же сыщик что-то делать.

Одним словом, я был несколько разочарован и считал своей главной претензией к “Шерлоку” именно то, что вся детективная составляющая теряется на фоне “сложных” взаимоотношений героев.

Но вот я смотрю “Настоящего детектива” - и что же? Вещь стильная, добротно сбитая, не шедевр, но она цепляет и полностью оправдывает название. Каждый из героев - настоящий детектив и большую часть времени они ведут настоящую детективную работу: опрашивают свидетелей, ворошат старые дела, ведут допросы. Темп повествования размеренный, неторопливый, что, кстати, создает определенный порог вхождения - вкусности начинаются серии с третьей, а кто-то уже на первой начинает скучать.

При этом мы удивительно мало узнаем о маньяке, которого пытаются поймать в течении всех восьми серий. Акцент остается на личностях детективах Марти и Раста. О них мы узнаем всё: их историю, их личную драму, видим, как они пытаются работать вместе и насколько непростым делом это оказывается.

Вроде бы то же самое, тогда в чем же причина? Видимо, дело все-таки в той самой достоверности. Глядя на историю Марти и Раста, я вижу за каждым из них человека. Личность, со всеми его грехами, скверным характером, странными взглядами на жизнь, личной драмой и т.д. Если меня спросят, есть ли такие люди, я, не задумываясь, отвечу - безусловно. А если и не совсем такие - то очень похожие. Глядя на Шерлока и Джона, я вижу выдумку сценариста, заискивающего перед аудиторией.