четверг, 29 мая 2014 г.

РРИкон: секретные материалы. Отчёт организатора


В минувшие выходные прошел очередной фестиваль настольных ролевых игр «РРИкон: секретные материалы», и теперь настало время отчета. Всякий раз, как об этом заходит речь, я теряюсь и не знаю, о чем же писать. То ли об играх, в которых удалось поучаствовать, то ли о том, как мы всё это организовывали, то ли о планах на будущее. Так что пусть будет всего и понемногу.

TL;DR. Фестиваль был замечательным. Не таким крутым, как «Зимняя сказка», но все равно отличным. Я бы рад сказать, что причина этому — точное планирование и согласованная работа команды, но нет — решающими факторами оказались собственная изворотливость, удача и отзывчивость людей, с которыми мы работали.


Начальные условия

К моменту начала фестиваля в нашем распоряжении были:
  • Команда из четырёх человек: Я, Никита Калинин, Алексей Дедюхин, Валентина Полярная и ещё несколько волонтёров, без помощи которых провести мероприятие было бы гораздо сложнее.
  • Площадка фестиваля — молодежный центр «Глобус», с которым мы давно сотрудничаем.
  • Спонсоры призов фестиваля в виде магазина настолок «Лепрекон» и магазина GotComics.
Казалось бы, есть все необходимые компоненты, что же еще нужно? Много чего. Например, конкурсы для участников — причем не только опытных игроков, но и для тех, кто заглянул к нам из чистого любопытства. Мы остановились на розыгрыше-лотерее по номерам анкет участников. А для приходящих гостей придумали квест с поиском монстра; о нём расскажу чуть подробнее.

Еще мы долго ломали голову над конкурсом для ведущих. В конце концов, именно на них держится фестиваль, и нам хотелось придумать дополнительный стимул. Но как это сделать? У разных ведущих разные игры, оценка игроками исключительно субъективная и потому выбирать мастера по количеству голосов или по номинациям — нельзя. Эффект получится обратный желаемому.

В итоге от конкурса для ведущих мы попросту отказались, решив, что просто закажем мастерам пиццу. Стимул, прямо скажем, слабый, но это хотя бы сделает труд ведущего комфортнее.

Квест от Ordo Veritatis

Тот самый конкурс для случайных посетителей и игроков, которые не нашли себе место ни на одной из игр. Раз уж у нас тема фестиваля «Секретные материалы», хотелось придумать что-то вроде детективного расследования. Результатом стало тестовое задание от Ordo Veritatis: на фестивале произошло убийство агента, а один из участников — монстр в человеческом обличье.

По площадке фестиваля раскидано девять загадок — сложных и необычных. Ответ на каждую указывает на положение следующей и так далее. Последняя указывает на то, как найти монстра на фестивале. Для победы необходимо собрать ответы и найти чудовище.

Причем описаний монстров на фестивале хватало, потому что в качестве элемента оформления я подготовил страницы из «Книги неизбывного ужаса». Так что кандидатов на роль монстра было достаточно:

Квест получился сложным и запутанным. Но, учитывая, что готовили его в последние минуты, я считаю, он удался целиком и полностью.

Пятница: мастерские посиделки

На вечер назначены «мастерские посиделки» — это развлечение стало традиционным для фестиваля. Дабы в дни феста участникам не приходилось выбирать между играми и обсуждениями, круглые столы для ведущих мы переносим на вечер пятницы. Заодно для нас, организаторов, это лишний шанс подбить недочеты и успеть что-то исправить в последний момент.

Придя в «Глобус», я внезапно обнаруживаю, что обещанного оформления помещения нет. Вообще. Столы заняты рисунками и детским творчеством, посреди зала стоит стремянка, рядом с которой штабелями лежат коврики для йоги, а в углу безобразной кучей свалены спальники. РРИкон начался.

К появлению первых участников мы успеваем расставить столы и развесить по стенам распечатанные Цианом плакаты. Надо заметить, что Циан печатал плакаты по своей инициативе, и я не знал, станем мы их использовать. Но внезапно оказалось, что это — единственное оформление, которым мы располагаем. Так что если что-то идет не по плану — вовсе не значит, что это плохо.

Наконец, начинаются посиделки,  и я на какое-то время забываю об организации, потому что рассказываю, как использовать флэшбеки в ролевых играх, а потом активно доказываю, что между hard-boiled детективами и супергероикой много общего. Круглые столы были просто отличными. С каждым разом этот пятничный вечер перед РРИконом становится все интереснее.

После обсуждений мы выкраиваем еще 20 минут чтобы обсудить, чего нам не хватает, оформляем концепцию квеста, сдвигаем пару игр и решаем как печатать расписание фестиваля. Домой ухожу вполне довольным.

Суббота

С утра обнаруживаем, что расписания у нас нет. Вместо него выставляем на всеобщее обозрение ноутбук с открытым гуглодоком. Пока Циан воюет с техникой и ставит саундтрек фестиваля, мы размещаем ребят из GotComics, которые решили устроить у нас выставку комиксов.  Искренне надеюсь, что им было не скучно сидеть это время. Как я успел заметить, выставка пользовалась немалой популярностью.

К сожалению, мы не успеваем сделать всё заблаговременно. Поэтому приходящие гости вместо атмосферы фестиваля видят бегающих с выпученными глазами организаторов, которые распределяют игры по столам, и ползают по стенам и потолку, надежно пряча подсказки к тому самому квесту.

Всё это весело, но приходится прерваться, поскольку у меня как раз начинается лекция о создании детективных историй, которая продолжается обзором работ, минувшего game chef. Аудитория в этот раз состоит из нескольких человек, и я в очередной раз думаю о том, что теорию надо по максимуму умещать в один день, который бы не пересекался с игровыми мероприятиями.

После этого мы заказываем мастерам пиццу, и я обнаруживаю, что на остаток дня могу расслабиться. Люди спокойно играют в игры, кого-то рвут в турнире по «Мёртвым землям», мастера не погибают от голода, а пара человек ищет стремянку, чтобы добраться до очередной подсказки к квесту. Идиллия.

На радостях я даже отыграл у Циана модуль по NBA. Первые пятнадцать минут я, конечно, рыдал над тем, во что Циан превратил столь любимый мною СЫЩИК, но игра прошла неплохо, и странная механика ничуть не осложнила процесс.

Домой я вернулся вполне счастливым. Пока не раздался звонок из дома. После него мне предстоял вызов скорой для старшего брата, поездка в больницу и масса неприятных ощущений. Не будем вдаваться в подробности, но домой я вернулся к четырем часам утра в настроении, которое немного сбивало боевой настрой фестиваля.

Так или иначе, в восемь утра я уже печатал чарлисты для собственной игры по «Эзотеррористам». Прогнать сюжет еще раз я попросту уже не успел, так что проведенную игру оцениваю как «терпимо». Неприятно, но тут уже ничего не поделаешь.

Воскресенье

С прибытием в глобус я обнаружил то, что мы потом обозначили фразой «ночной дебош». Подробности ночных событий так и остались для меня загадкой, но утром столы оказались сдвинуты, часть помещения отведена под импровизированную сцену с микрофоном, в центре которой красной изолентой выложена пентаграмма. Все прелести некоммерческих площадок в действии.

Вроде бы успеваем ликвидировать последствия, и к началу презентаций «Грани вселенной» и «Воспоминаний о будущем», площадке возвращен прежний вид. Проблема в том, что у нас сломался ноутбук, поэтому распечатанное расписание оказывается очень кстати. А вот для запуска саундтрека приходится побегать с поиском планшета, флэшки, компьютера и кабеля, которые помогли бы все это соединить. Оценивая то, сколько пришлось побегать в процессе организации, мне вспоминаются некоторые серии "Доктора Кто".

Потом оказалось, что во второй день фестиваля посетителей пришло в два меньше, чем мы ожидали. Всё-таки планировать что-то на выходные в мае — сложно: слишком много в городе других интересных мероприятий, с которыми легко пересечься. Да и о сессии забывать не стоит.

Это удручает, но зато никому не было тесно, как на прошлом фесте. Единственное, за кого обидно — это турнир по «Мёртвым землям». На командное соревнование попросту не набралось людей. А ведь там был заготовлен шикарный терррейн, блок правил и специальные призы. Организация была на высшем уровне, но турнир попросту не состоялся.

Но вот наступает вечер, игры отыграны, люди начинают медленно расходиться, и наступает время розыгрыша и лотерей. Самый подходящий момент, чтобы обнаружить, что у нас нет рандомайзера для определения победителя. Попытки расшарить интернет со смартфона и установить на планшет хотя бы приложениене увенчались успехом. К частью, на выручку приходят ребята из GotComics, предоставив собственное устройство. Немного артистизма, работы с аудиторией и несколько человек уходят, одаренные комиксами и наборами кубиков.

Что меня особенно порадовало, нашелся безоговорочный победитель квеста от ordo veritatis. Почти весь первый день он ходил по клубу, собирал подсказки, фотографировал их, а потом не менее сосредоточено искал монстра. Так что книжку «Фиаско» (из личных запасов Алексея Дедюхина) он получил совершенно заслужено.

Раскрывая тайну, могу сказать, что монстром был так называемый "Жилец" или "Вор кожи", чьей отличительно чертой является предельно аккуратное отношение к собственным кожным покровам, поскольку малейшая царапина выдаст истинную сущность чудовища. Так что маскировка монстра на фестивале заключалось в том, что один из участников ходил обклеенный кусочками пластыря. Да, очень дешево, но решение оказалось удивительно удачным, и немногие  разобрались в чем дело.

Резюме

Позволю себе краткий анализ проведенного фестиваля и прогноз на будущего. Фестиваль развивается: появляются новые конкурсы, новые мероприятия, а призы становятся интереснее. Тем не менее, в ближайшее время РРИкон будет проводиться в прежнем формате. Он останется бесплатным, и его площадкой останется «Глобус». Несмотря на упомянутые казусы, я рад сотрудничеству с этим центром и считаю, что его формат нам подходит лучше всего.

Из опыта этого фестиваля могу сказать, что идея с квестом оказалась удачной и оправдала себя полностью. Точно так же как и идея кормить мастеров пиццей.

Нам же, как организаторам, стоит уделить пристальное внимание к работе с расписанием и рекламе фестиваля, раз уж во второй день получился недобор посетителей. В остальном же я считаю, мы сработали вполне неплохо. И огромное спасибо всем, кто помогал нам.