суббота, 5 июля 2014 г.

Айн Рэнд "Искусство беллетристики"


Впервые я прочёл эту книгу четыре года назад. В то время она далась мне с немалым трудом, стиль автора вызывал глухое раздражение, а практическая польза от пространных рассуждений о романтизме казалась сомнительной. Книгу я отложил до лучших времён, надеясь, что со временем смогу лучше её понять. Сейчас я взялся за неё снова, с новыми силами, с новым взглядом на описываемые вещи — и ровным счётом ничего не изменилось. Книгу готов отдать первому желающему в надежде на то, что он сумеет извлечь из неё большую пользу чем я.


 Итак, чем же книга является, а чем — нет. Как сказано в описании, «Искусство беллетристики» — руководство для читателей и писателей. Чем оно может пригодиться читателям, я не очень понимаю. Да, чуть больше чем наполовину книга состоит из рассуждений о философской ценности литературы, но тот же «Манифест романтизма» целиком об этом, и читателям лучше выбрать именно его. А вот люди пишущие смогут извлечь из книги что-то полезное. Хотя, возможно, с немалым трудом.

К примеру, в ней описана масса интересных деталей того, как работает вдохновение, что становится топливом для него и как натренировать собственное подсознание на то, чтобы оно работало в нужном для творчества ключе. Одним словом, она затрагивает такие эфемерные вопросы, разбор которых я не встречал ни в одном другом руководстве по литературному мастерству. 

Им посвящены первые две главы, и именно они показались мне наиболее полезными. Насколько вам пригодится остальная часть книги зависит от того, разделяете ли вы взгляд автора на литературу. Первым делом Айн Рэнд проводит жёсткую дихотомию между реализмом и романтизмом и постулирует, что единственная достойная форма — это романтизм. Все остальное не заслуживает права на существование, и если вы пишите в реалистичной манере, вы быдло, не склонное к философскому восприятию мира, и зря мараете бумагу. Вон! Вон из искусства! 

Все остальные темы рассматриваются исключительно через призму этого утверждения: построение сюжета, выбор темы, структура, кульминация, диалоги, вопросы стиля и т. д. Причём все эти вопросы раскрываются не голословно, а с подобными примерами. С одной стороны, это очень здорово, с другой — все эти примеры до зубовного скрежета однообразны. Всякий раз Айн Рэнд сравнивает собственное произведение с текстом одного из классиков — Гюго, Тостой, Достоевский, Вульф — и стремится показать, насколько их подход оказывается несостоятельным в сравнении с её гениальными текстами.

Возможно, именно в этом и состоит моя главная претензия к книге. Самовосхваление автора настолько навязчиво, что за всеми её рассуждениями видишь в итоге один-единственный тезис: «Романтизм — единственно верная форма литературы, я — гений, а мой роман "Анлант расправил плечи" — лучший за последние столетия». Может, и так, я не настолько подкован в философии, чтобы спорить, но зачем повторять это в разных формах раз за разом под видом учебного курса?

Резюме: если вы ищите рассуждения о романтизме с их возможным применением на бумаге — книга «Искусство беллетристики» может оказаться полезным. Если вы ищите чего-то более конкретного и практичного — выберите что-то ещё. К примеру, «История» Роберта Макки — лучшей книги для писателей, на мой взгляд, ещё не написано.