среда, 27 января 2016 г.

СЫЩИК и особые преимущества



В одном из последних обсуждений сразу несколько человек высказали мысль о том, что персонажи, созданные по правилам СЫЩИК, получаются чрезмерно компетентными и всезнающими. Что у них слишком много пунктов в запасах способностей, причём половина из них не нужна и не используется.

Учитывая, что на моих играх пункты способностей расходятся как деньги на steam-распродаже, слышать подобное было странно. Но, поразмыслив, я понял: игроки просто не знают, как использовать эти пункты и для чего они могут пригодиться. Будто вся механика особых преимуществ оказалась вне игры.



Справедливости ради отмечу, что в этом нет их вины. Внятное описание плюшек, получаемых за трату пунктов, появилось только в «Ктулху» и во втором издании «Эзотеррористов». В ранних же играх, таких как «Страх как он есть» или Mutant city blues, его не найти. И это огромное упущение. Творческое использование исследовательских способностей дарит игре массу интересных сцен, а возможность их инициировать — одна из вещей, за которые мне так полюбился СЫЩИК.

Но перейдём к сути. Итак, за каждую трату пунктов исследовательской способности, персонаж получает особое преимущество.  Оно позволяет ему проявить себя и выглядеть компетентным крутым специалистом.

Проблема в том, что часто это трактуется слишком узко и прямолинейно: герой получает фрагмент информации, необязательной для раскрытия дела, но всё равно нужной и полезной. Это здорово, но на самом деле возможности использования преимуществ гораздо, гораздо шире. На случай, если вам достались правила без внятного описания примеров траты пунктов, вот немного изменённый фрагмент из игры «Янтарный город»:

Экономия времени и ресурсов

  • Потратив пункт книжных изысканий, персонаж сможет найти нужную статью в газетном архиве за полчаса, а не за три.
  • Трата пунктов подделки позволяет сразу отличить оригинал наброска Дагмар Шиллер от работы её подражателя, что сэкономит время на консультации со специалистом.
  • Немного надавив на чиновника посредством своего статуса, можно пресечь его попытки вымогать у персонажей взятку.

Снижение сложности проверок общих способностей

  • Потратив один или два пункта янтарного промысла, можно вычислить брешь в системе охраны Комбината. Теперь при попытке пробраться туда, сложность проверок проникновения снизится на 3.
  • Когда персонажу в руки попадает сломанный криптекс, игрок решает потратить пункт криптографии, в результате чего сложность проверки механики снижается на 3.
  • Во время драки с часовым Комбината, игрок решает потратить пункт уличного чутья и объявляет, что его персонаж использует грязные приёмы драки. Часовой оказывается к этому не готов, и его защита для персонажа снижается на 1.

Хорошее впечатление

  • Трата пункта эрудиции позволяет узнать источник цитаты, приведённой персонажем ведущего, что произведёт на него приятное впечатление и расположит к разговору.
  • Заметив, что персонажа мучают приступы кашля во время разговора, сыщик решает потратить пункт медицины и даёт ему несколько советов. В благодарность тот делится дополнительными сведениями, которые иначе бы придержал при себе.
  • Используя запугивание, вы сможете добиться от свидетеля нужного ответа, но потратив на него 2 пункта успокаивания, вы получите ту же информацию без негативных последствий для репутации.

Репутация

  • Немного очарования и флирта со свидетелем небольшого нарушения процедур смогут убедить его не распространяться об увиденном.
  • Трата пунктов подделки обеспечит вас документами, которые наделяют вас необходимыми полномочиями и создают видимость законности ваших действий.
  • Потратив пункт слухов и сплетен, персонаж проводит пару часов в местных барах в беседах с завсегдатаями, что позволяет ему распространить альтернативную версию тех событий, о которых скоро напишут в газетах.

Предшествующий опыт
Мой самый любимый вид преимуществ. За трату пунктов игрок создаёт факты биографии своего персонажа, которые могут помочь ему в работе над делом.

  • Расследуя серию загадочных смертей, сыщики установили, что в доме каждой жертвы висела картина работы Мартина Кесцера. Один из персонажей тратит два пункта культурологии и «вспоминает», что был на дебютной выставке этого художника и даже свёл с ним шапочное знакомство.
  • В ходе расследования в руки детективов попадает странный порошок неизвестного состава. Один из сыщиков может провести анализ, но не желает выпадать из хода расследования. Вместо этого он тратит два пункта химии и говорит, что у него есть знакомый профессор, который обрадуется новой задаче из своей области исследования. Таким образом, сыщик возвращается к работе над делом, ожидая результатов от специалиста, которому может доверять.

Таким образом, есть много вариантов использования исследовательских способностей, и помочь персонажу они могут в самых разных ситуациях. Одно «но»: поскольку эти замечательные возможности слабо регламентированы и носят рекомендательный характер, игроки регулярно о них забывают. Или вовсе не берут в расчёт, особенно если не привыкли к такого рода механикам. Однако преимущества — мощный инструмент воздействия на игровой мир, и ваша задача как ведущего научить игроков  ими пользоваться.

Хотя бы поначалу старайтесь чаще предлагать потратить пункты способности, а если игрок соглашается, покажите, что оно того стоило. Не пожалейте пары минут на то, чтобы во всех красках и деталях описать, какие именно навыки и умения позволили сыщику добиться желаемого. Помните о том, что запасы способностей — это прежде всего драматический ресурс. Трата каждого пункта дарит персонажу кусочек «экранного времени», в течение которого он является главным героем истории и всё внимание устремлено на него. Важно дать игрокам это понять и научить использовать себе на пользу.

Зачем это нужно? Затем, что в этом случае запасы способностей обретают настоящую ценность. Возможностей их использования становится неизмеримо больше, а сама трата является выгодной и желанной для игроков. Но поскольку количество пунктов ограничено, они вынуждены выбирать, когда использовать свою минуту славы. Именно так менеджмент ресурсов, на котором построен СЫЩИК, раскрывает себя в полном объёме.

Помните о том, что все приведённые примеры преимуществ — это рекомендации, и вы вольны использовать их любым другим способом. Запрет же здесь только один: траты не бывают бесполезными. Каждый пункт приносит герою новые сведения, экономит ресурсы или превозносит его в глазах других персонажей. Если этого не происходит, пункты не тратятся.